Как читать на смартфоне, чтобы не навредить здоровью

12.07.2023 39056   Комментарии (86)

Несмотря на то, что многие люди для чтения используют специальные ридеры на электронных чернилах, экраны которых сами по себе не светятся, поэтому считаются менее вредными для глаз, чем экраны смартфонов/планшетов (это утверждение, на самом деле, дискутируемое), подавляющее большинство для чтения используют именно экраны смартфонов. Потому что смартфон всегда под рукой, он меньше ридера и удобнее лежит в руке, на нем значительно быстрее листаются страницы, у него намного больше настроек текста и фона - в общем, преимуществ масса. 

Однако многие пользователи жалуются как на утомляемость глаз при чтении книг на смартфонах, так и на общую утомляемость, также жалуются на ухудшение процесса засыпания после чтения книг на смартфоне перед сном, поэтому давайте в данной статье и рассмотрим различные способы, позволяющие избежать каких-то проблем при чтении с экрана смартфона. 

1. Нужно понять, нет ли у вас повышенной чувствительности к мерцанию экрана (ШИМ)

Когда человек жалуется на быструю и сильную утомляемость при чтении со смартфона, это может быть признаком того, что данный человек входит в тот небольшой (считается, что это порядка 5% людей, хотя точных данных на этот счет я не встречал) процент людей, мозг которых на подсознательном уровне замечает пульсацию экранов AMOLED, и это может вызывать повышенную утомляемость, рези в глазах и даже головные боли (подробно об этом явлении я говорил в данной статье). 


Пульсация экрана AMOLED

Что делать в том случае, если вы выяснили, что причиной быстрой утомляемости стала пульсация экрана? Во-первых, узнать, есть ли у вашего смартфона режим понижения мерцания (он же antidimming), и если он есть, то включить его и посмотреть, как это повлияет. 

Во-вторых, если режима подавления мерцания у вашего смартфона нет, тогда нужно задуматься над тем, чтобы перейти на смартфон с матрицей IPS (это всегда пишется в характеристиках смартфона) - у нее мерцание для снижения яркости не используется. 

2. Для чтения использовать специальный режим

И в самой операционной систем Andorid, и в прошивках смартфонов почти всех производителей есть специальный режим для чтения. Он может называться по-разному. "Режим чтения" в самом Android, "Комфорт для глаз" у Samsung и так далее.  


Режим чтения у смартфонов Xiaomi и Samsung

Также практически всегда у режима чтения кроме различных вариантов подстроек есть еще включение и выключение по расписанию - например, в вечернее время.

Режим чтения - это использование более тёплых цветов и уменьшение количества синего цвета, что действительно позволяет снизить утомляемость при чтении.

Смартфоны Xiaomi еще умеют заменять белый фон на бумажную текстуру, и это также благотворно действует на глаза.

Если же на вашем смартфоне нет режима чтения (такое может быть со старыми версиями Android), тогда можно в Google Play задать для поиска "фильтр синего цвета", и вам там выдадут кучу приложений, которые могут это сделать.

Если же речь идет именно о чтении книг, то почти все программы-ридеры самостоятельно умеют регулировать и цветовую температуру, и фон страниц, надо только не полениться один раз это все настроить под свои предпочтения.


Чтение книги в программе Alreader

3. Регулировать под себя размер шрифта

Если в программах-ридерах с регулировкой шрифта под себя никаких проблем нет, то если вы, например, читаете какой-то текст в онлайне в ридере, то там с этим делом все намного сложнее, потому что масштабирование в браузере хотя и увеличит размер шрифта, но при этом часть текста выйдет за границы экрана.


Обычный мелкий шрифт и масштабирование в браузере

Как изменить размер шрифта в приложениях? Нужно в общих настройках экрана увеличить размер шрифта - такая настройка есть практически всегда.


Изменение размера шрифта и увеличенный текст в браузере

4. Использовать "Режим чтения Google"

Что делать, если в каких-то приложениях никакими путями не получается изменить размер шрифта, поменять фон и так далее? Как раз для таких случаев компания Google разработала специальное приложение "Режим чтения".

После его установки, в системных настройках приложения нужно будет задать вариант вызова данного режима.

Ну и после этого в любом приложении (в данном случае - в "Кинопоиске", где нельзя менять ни шрифт, ни фон) после вызова этого режима будет активирован специальный режим со своими настройками.

Там еще и можно запустить чтение текста вслух - тоже полезная возможность.

5. Общие рекомендации

Ну и приведу стандартные рекомендации, которые в подобных случаях всегда дают специалисты.

  • старайтесь избегать большого контраста: не читайте в полной темноте, в темном окружении понижайте яркость экрана (используйте автоматическую подстройку яркости);

  • во время чтения делайте тренировку для глаз: время от времени ненадолго переводите взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся на расстоянии - например, в другом конце комнаты;

  • не держите смартфон слишком близко к глазам: если плохо видно, то нужно или увеличить шрифты, или скорректировать линзы очков;

  • на ночь старайтесь читать что-нибудь спокойное и расслабляющее, а не так чтобы кровь вскипала в жилах и адреналин хлестал из ушей.

 

© 1998–2024 Alex Exler
12.07.2023

Комментарии 86

Из личного опыта - в полной темноте у меня меньше всего устают глаза, если текст янтарно-оранжевый (кирпичный) на чёрном фоне. Яркость по комфортности.
31.08.23 09:20
0 0

Мне кажется, ЖК дисплей нельзя сделать немерцающим никак, поэтому любой режим для чтения -- это полумера.
16.07.23 17:29
0 0

А почему такой "высокий" уровень народной оценки обзора ❤️ -127?
В ход пошли отрицательные величины?
Или где-то прячется новая кнопка 👎 для дизлайков, а мы и не знали? 😄
13.07.23 07:05
0 3

Постоянно использую "Комфорт для глаз" и горя не знаю.
13.07.23 07:02
2 0

на ночь старайтесь читать что-нибудь спокойное и расслабляющее, а не так чтобы кровь вскипала в жилах и адреналин хлестал из ушей
«И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет» 😄
12.07.23 21:22
0 1

Хорошая статья, но почему у нее рейтинг "-152" ?!
12.07.23 12:39
0 7

Когда-то я был убежден, что между прямым и отражённым светом разницы нет. Но однажды на просторах интернета мне попался довод, который меня убедил. Перескажу своими словами.
Все мы (большинство, по крайней мере) знаем, что Луна светит не сама, а отражённым солнечным светом. Так вот прямой солнечный свет вампиров убивает, отражённый от Луны нет! Он им даже полезен!
12.07.23 12:09
0 17

А спектр замеряли? По последним научным данным, вампиров убивает ультрафиолет, а он не отражается от поверхности Луны, а производит гелий-3.
12.07.23 13:21
0 3

он не отражается от поверхности Луны, а производит гелий-3
Так и запишем. Осиновый кол, чеснок, крест, ультрафиолет, гелий-3.

Свет, отраженный от не металлический поверхности, поляризован. Это закон физики. Так что разница, безусловно, есть
12.07.23 14:24
0 5

Вампиры не отражаются в зеркале, что-то в этой теории несомненно есть!
12.07.23 15:13
1 1

прямой солнечный свет вампиров убивает
А ещё программистов!
12.07.23 17:32
1 0

Дядь Лёшь, так це гомеопатия!

"В ложке лекарство, в чашке — яд"?

А ещё программистов!
13.07.23 01:23
0 3

Солнечный свет отраженный зеркалом для вампиров вреден не менее. Вроде как.
Так что полагаю, что тут дело не в отражении. А свойствах лунного грунта.
13.07.23 08:12
0 1

Вампиры не отражаются в зеркале, что-то в этой теории несомненно есть!
Зеркало — металлическая поверхность. Так штааа, не то.
13.07.23 13:54
1 0

Потому что зеркало — металлическая поверхность и свет не поляризует. Вся вреднота солнечного света отражается от зеркала, не угаснув, и обрушивается на бедного вампира.
13.07.23 13:56
0 2

Вот все-таки не пойму про ридеры. Раньше (ну лет 10 назад) я считал, что ридеры лучше однозначно, но тогда и смартфоны похуже были. Сейчас - я очень много читаю со смартфона, глаза не устают, но как-то с ридера глазам комфортнее все равно. Правда у меня старая модель (еще и с большим экраном, чтобы пдф-ы читать) и надоедает туда книги перекачивать - поэтому и стал пользоваться реже, правда и прямо книги не читаю на смартфоне.
12.07.23 11:53
1 1

Стоило бы наверно добавить про чтение с белым текстом на тёмном фоне - плюсы, минусы, подводные камни.
12.07.23 10:50
0 1

Ночью на темном, днем на светлом, не перепутай
12.07.23 11:06
1 1

Спорный вопрос.
12.07.23 13:23
0 0

😉

Если AMOLED то немного экономится батарейка
13.07.23 19:45
0 1

Как читать на смартфоне, чтобы не навредить здоровью?
Аудиокниги тоже никто не отменял. И TTS автоматический уже прямо хорош, еще нейросетями его приправят и через годик не отличишь от живого человека
12.07.23 10:45
3 1

В дополнение, еще важно делать меньше яркость экрана.
Когда в глаза светит мощный фонарь - это плохо для глаз.
Но тут нюанс, мерцание у некоторых смартов на малой яркости. (многие модели Самсунга этим грешат, к примеру).
Тогда либо смарт менять, либо другие варианты.
Мерцание вредит тоже.
12.07.23 10:35
0 2

4. Использовать "Режим чтения Google"
чисто для информации, в эппловской экосистеме, в браузере Safari "тоже" есть режим чтения.
опция называется "Show Reader" (shift+cmd+R).

дополнительная прелесть этого режима, что рекламные баннеры, обычно, тоже исчезают.
12.07.23 10:02
0 2

Ну, в общем, под каждый браузер есть дополнения, которые это также реализуют.
12.07.23 10:33
0 0

Ну, в общем, под каждый браузер есть дополнения, которые это также реализуют.
не, под айосик нет дополнений, это нужно чтобы браузер умел. например в Firefox for iOS есть Reader View
12.07.23 10:39
0 0

не, под айосик нет дополнений, это нужно чтобы браузер умел. например в Firefox for iOS есть Reader View
C iOS - да, там своя история 😄
12.07.23 10:44
0 0

C iOS - да, там своя история 😄
В смысле? В Safari for iOS есть встроенный режим чтения (без всяких дополнений) - смотрите мой ответ вашему тезке, со скриншотами.

не, под айосик нет дополнений, это нужно чтобы браузер умел. например в Firefox for iOS есть Reader View
Вот снимки экрана, я только что открыл эту заметку в Safari for iOS, нажал на "АА" внизу, потом на "Show Reader", там еще есть несколько настроек, всё очень удобно организовано. Зачем, в самом деле, нужны другие браузеры и дополнения?

Зачем, в самом деле, нужны другие браузеры
это вопрос для другого обзора, а для обсуждаемого обзора, по идее, нужно упомянуть основные платформы, где есть поддержка этого режима. под айосик это сафари и файрфокс (может и еще что-то есть).

Ну, в общем, под каждый браузер есть дополнения, которые это также реализуют.
Да, но русский язык в браузерах явно не в приоритете.
В этом отношении Яндексовцы молодцы, у них и перевод Ютуба здорово сделан и читалка с Алисой отличная.
Жаль, что команда разошлась и вряд ли будет радовать в будущем хорошими продуктами.
Особый инвестиционный климат России ).
12.07.23 20:08
0 0

А может посоветуешь, Алекс, читалки удобные.
12.07.23 08:44
0 1

с заметками
12.07.23 08:58
0 0

С какими заметками?
12.07.23 09:02
0 0

А может посоветуешь, Алекс, читалки удобные.
Читалки - в смысле приложения? Ну, тот же Alreader очень гибко настраиваемый. Я его и использую.
12.07.23 09:18
0 4

Скачал, буду осваивать и настраивать, спасибо!
12.07.23 09:27
0 0

Скачал, буду осваивать и настраивать, спасибо!
Там очень богатые настройки, рекомендую порыться и все настроить под себя - вот тогда будет просто песня. Один из лучших ридеров, на мой взгляд.
12.07.23 09:46
0 1

Спасибо! )
12.07.23 09:49
0 0

Cool reader мне нравится больше Alreader.
Они довольно похожи, но в cool есть по умолчанию максимально классный фон - text_fabric, желтоватый и со слегка текстурными страницами.
В ALreder есть просто желтоватый, что не совсем то. Возможно, можно настроить, но мб и нет.
А так аудиокниги потеснили текст.
Кстати, можно настроить Алису на чтение (на компе через эмулятор андроид), получается довольно неплохо, есть женский и мужской голоса. На порядок лучше Google.
12.07.23 10:28
1 3

Cool reader мне нравится больше Alreader.
Хороший, да, я им тоже пользовался.
12.07.23 10:33
0 1

не Alex, но советую moon+ reader pro
12.07.23 10:34
0 2

Тут сразу простой вопрос - умеет ли сноски показывать внизу страницы?
:)
12.07.23 10:38
0 0

Вот сейчас мечусь между Alreader и Cool reader, который несколько лет назад рекомендовал Алекс. )
12.07.23 11:00
0 0

AlreaderX и сноски показывает, и скины красивые. Очень много всего умеет.
12.07.23 11:21
0 3

Кстати, можно настроить Алису на чтение (на компе через эмулятор андроид), получается довольно неплохо, есть женский и мужской голоса.
А можно вот тут чуть подробнее?
12.07.23 13:23
0 0

Да, пересел на X с обычного Alreader, очень доволен.
12.07.23 14:40
0 0

Аналогично! Настраивается вдоль и поперек!
12.07.23 15:17
0 0

Ставите эмулятор Андроид, я пользуюсь memu, но он довольно тормозной и, возможно, можно и получше найти.
Устанавливаете в эмуляторе Яндекс браузер с Алисой и готово.
В браузере в сервисах "Читалка".
Дальше как обычно на телефоне.

www.memuplay.com
12.07.23 19:50
0 0

13.07.23 10:20
1 4

Да! В точку! Когда я несколько лет назад перешёл на электронную сигарету, каждый (каждый, йопта!) встречный, узнав, что это за девайс у меня в руке, спрашивал "Ну и как, помогает?" "Чему помогает?" "Бросить курить, ты же это пытаешься сделать?"

P.S. Конечно, вариант про книгу воспринимаю, как шутку. Уже давно читаю только на планшете. И с тех пор стал читать больше.
13.07.23 13:50
0 0

Прогресс! 😉
«Raduga» – первая в мире водка в электронной упаковке: winestreet.ru
13.07.23 21:00
0 0

Ох, там и гонево!

Сегодня рынок водки предлагает потребителю множество продуктов класса «Премиум». Их получают из спиртов «Супер» и «Альфа», изготовленных по специальной технологии.


Какой ещё "Супер"? Бензин, что ли? Есть "Люкс" и "Альфа".

Но каким бы качественным не было сырье, даже при строгом соблюдении рецептуры и технологии разлива, при хранении водка теряет свои первозданные вкус и качество довольно быстро.

Чо-о-о-о?!

В первую очередь, при длительном хранении водки в стеклянной таре повышается ее щелочность за счет вступления в реакцию компонентов водки и стекла, отчего вкус продукта становится заметно хуже.

О, боже, что за бред?! Учёный изнасиловал журналиста.

Со временем в любой водке растет содержание альдегидов, что также ухудшает ее свойства и влияние на организм.

Кто-нибудь! Дайте мне развидеть это!
14.07.23 05:04
0 0

Потому что смартфон всегда под рукой, он меньше ридера и удобнее лежит в руке, на нем значительно быстрее листаются страницы, у него намного больше настроек текста и фона - в общем, преимуществ масса.
При всем уважении - нафиг-нафиг!
12.07.23 08:36
6 6

При всем уважении - нафиг-нафиг!
А что не так? Я сам читаю только на смартфоне. И что там нафиг?

При всем уважении - нафиг-нафиг!
А как? У меня дома лежит Киндл... вот он лежит 😄 А смартфон в руке и всегда чтение с него. Это - примерно, как зеркальный фотоаппарат с кучей оптики, который постоянно лежит в номере отеля, а 90% снимков идут на айфон. "C'est la vie", - как говорят французы.

Ну, в жизни Мешка как-то не встречалось (пока?) ситуаций, когда он идет по улице, внезапно останавливается и думает: "вот, сейчас удачный момент чтобы почитать!"

Для кто плохо в аллегории: появление удачного кадра и желание его запечатлеть - явление внешнее и случайное; чтение же наеборот, внутреннее и более-менее плановое. Но если вы целенаправленно идете на экскурсию в Ватикан и оставляете зеркалку в отеле - "кто вам доктор", - как говорят медики. 😉
А 616-й Покет не то что рюкзак - карман особо не оттягивает.

Вот у меня тоже Kindl много лет и постоянно используется. Лёгкий, экран больше, чем у смартфона. На ярком солнце значительно лучше смартфона или планшета. Очень экономно расходует аккумулятор - полезно в путешествиях, в походах. Так что сейчас и в саду в гамаке читаю с Kindle и ночью в кровати и в походы всегда беру.
12.07.23 09:41
1 5

Я сам читаю только на смартфоне.
Возможно (и даже скорее всего) вопросы о заказе прогрессивных очков у Зенни с этим никак не связаны! 😉
А Мешка в 60++ волнуют только солнцезащитные...

Возможно (и даже скорее всего) вопросы о заказе прогрессивных очков у Зенни с этим никак не связаны!
Вообще ни разу не связаны. Я за монитором с 1985 года сижу часов по 12 в день. А очки у меня появились задолго до первого компьютера.

Но если вы целенаправленно идете на экскурсию в Ватикан и оставляете зеркалку в отеле - "кто вам доктор", - как говорят медики. 😉
Ну, я, например, уже давно зеркалку ни в какие поездки не беру. И чо?

чтение же наеборот, внутреннее и более-менее плановое.
Да? Завидую вашим особенностям стратегического планирования. Нам - гагарам, недоступно...

Алекс, ну чо сразу "и чо"? У тебя свой лайфстайл, у Хипстера (а это он приволок зеркалку в тему про чтение!) свой - и Мешок ни разу не заикнулся, какой правильнее.
Делимся мнениями...

Как же (вы)жили бедные гагары в эпоху бумажных книжек?..

Алекс, ну чо сразу "и чо"? У тебя свой лайфстайл, у Хипстера (а это он приволок зеркалку в тему про чтение!) свой - и Мешок ни разу не заикнулся, какой правильнее. Делимся мнениями...
Я просто интересуюсь, что не так с камерами современных смартфонов. Они уже полностью заменяют зеркалки. У меня немало знакомых профессиональных фотографов, они зеркалки практически только в студиях используют.

что не так с камерами современных смартфонов
Не в теме. Из типахудожественной фотографии ушел; для сфоткать объявление/этикетку бюджетного смарта хватает. В твоих обзорах раздел про камеры пролистывается...

Кстати, тут на одном фотосайте была хорошая статья про слепое сравнение фоток со смартфона S23 Ultra против Sony A7RV: friedmanarchives.blogspot.com

В целом-то всё правильно - чтобы на голову смартфон-суперфлагман переплюнуть, снимая на фотоаппарат за ту же цену, сейчас потребуется сочетание определённых факторов (сюжет, оптика, опыт, обработка).
12.07.23 10:59
0 2

Хипстера (а это он приволок зеркалку в тему про чтение!)
Аз есмь Хипстер, а потому - зеркалку, бороду и очки имею право в любую тему приволочь, у меня даже справка есть!

Как же (вы)жили бедные гагары в эпоху бумажных книжек?..
Тогда было проще стратегически планировать: был Советский Союз и партия решала за нас, когда и что читать.

Вооот! Вот откуда "стратегическое планирование" - 8 часов сидеть за кульманом с машинописной стопкой в пОртфеле и предвкушать...

Не так у них диаметр объектива. Ну и размер матрицы. Меня другое удивляет, почему до сих пор не появилось обратного явления - нормального фотоаппарата с нормальной линзой и матрицей, к которому прикручена вся математика обработки от смартфона.
12.07.23 11:58
0 2

Кто какие читалки использует на Айпаде? Мне очень нравится Marvin.
12.07.23 12:00
1 0

Штобы Хассельблад Луну hi-res впечатывал? 😄)

Меня другое удивляет, почему до сих пор не появилось обратного явления - нормального фотоаппарата с нормальной линзой и матрицей, к которому прикручена вся математика обработки от смартфона
А прикинь он возьмет и луну дорисует?
12.07.23 13:39
1 0

А как? У меня дома лежит Киндл... вот он лежит 😄 А смартфон в руке и всегда чтение с него.
Вот та же хрень, киндл юзался только в отпуске на пляжу и т.п. - в общем, если хотелось читать под прямым солнечным светом. Во всех прочих сценариях телефон / планшет / комп удобней и приятней.
12.07.23 14:38
1 2

Я просто интересуюсь, что не так с камерами современных смартфонов.
Если нужен ширик / сверхширик для съёмки статики или движущихся объектов, помещающихся в зону резкости -- всё так. В противном случае - всё не так.

Смартфон особо ценен своим автоматическим ХДР, позволяя получить в сложных световых условиях годную картинку без дрочилова и ещё - тем, что он с собой.

Но вот когда требуется телеобъектив или "естественная" перспектива - без ногастиков и головастиков - дело плохо. Когда требуется увидеть текстуры как они есть - а не работу шумодава вкупе с шарпилкой - дело плохо.

Однако большое количество сценариев повседневной фото и видеосъемки современный смартфон покрывает без проблем.
13.07.23 10:58
0 1

Что ещё почитать