Обзор смартфона Huawei P40 Pro

30.06.2020 79137   Комментарии (115)

Смартфон Huawei P30 Pro, выпущенный весной 2019 года, был просто прорывом и на меня произвел очень большое впечатление. Впрочем, после изучения этого смартфона я некоторое время держался и не покупал его, считая, что имеющийся у меня Xiaomi Mi 9, не сильно хуже, но при этом сильно дешевле. Однако потом "не выдержал муки преследования" и P30 Pro себе все-таки купил. 

Через некоторое время вышел новый суперфлагман Samsung Galaxy S20 Ultra, и я его приобрел для тестирования с намерением оставить его себе, если он вдруг будет заметно превосходить P30 Pro. По результатам тестирования я выяснил, что Galaxy S20 Ultra если и превосходит P30 Pro, то достаточно незначительно, а стоит аж в два раза дороже, ну и в результате я так на P30 Pro и остался. 

В феврале этого года компания Huawei представила линейку новых моделей P40: Huawei P40, P40 Pro и P40 Pro+. Выглядело это все очень интересно, топовый P40 Pro+ по некоторым параметрам явно превосходил Samsung Galaxy S20 Ultra (ну, по крайней мере судя по презентации), и я решил, что Pro или Pro+ обязательно возьму поизучать, несмотря на то что там, как известно, нет GMS - Google Mobile Services.

Самую старшую модель P40 Pro+ я не дождался - она в Испании до сих пор в продажу не поступила. Но я посмотрел сравнительные характеристики P40 Pro и P40 Pro+ - они отличаются только длиннофокусниками. У P40 Pro - пятикратный зум, как и у P30 Pro, а у P40 Pro+ - трехкратный и десятикратный зум. Телевики в смартфонах - это, конечно, интересно, но я решил, что обойдусь без десятикратного зума, так что взял модель Huawei P40 Pro, которая и по характеристикам, и по стартовой цене похожа на Huawei P30 Pro. 

В обзоре этого нового флагмана мы, конечно же, посмотрим, что он собой представляет, сравним его с Samsung Galaxy S20 Ultra и Huawei P30 Pro, ответив на вопрос, нужно ли менять P30 Pro на P40 Pro, также мы рассмотрим еще два очень специфических вопроса: первый - есть ли жизнь без сервисов Google, второй - можно ли эти сервисы все-таки сюда поставить. 

Ну, поехали, благословясь, - Huawei P40 Pro

Технические характеристики

Операционная система: Android 10, оболочка EMUI 10.1 (без GMS)
Дисплей: 6,58", Full HD+ 2640×1200 пикселей, OLED, 441 PPI 
Платформа: Huawei Kirin 990 5G (7 nm+) Octa-core (2 × 2,86 ГГц Cortex-A76 & 2 × 2,36 ГГц Cortex-A76 & 4 × 1,95 ГГц Cortex-A55)
GPU: Mali-G76 MP16
ОЗУ: 8 ГБ 
Флеш-память: 128/256/512 ГБ UFS 3.0
Карта памяти: NM (Huawei Nano SD) до 256 ГБ (вместо второй сим-карты)
Сканер отпечатка пальца: есть (встроенный в дисплей)
Распознавание лица: есть
ИК-передатчик: есть
NFC: есть
Сеть: GSM, 3G, LTE: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 32, 34, 38, 39, 40, 41
Беспроводная связь: Wi-Fi 802.11a/b/g/n/ac/ax (2,4 и 5 ГГц), Bluetooth BT5.1
Камеры: основная 50 Мпикс, 23 мм, 1/1,28", f/1,9, всенаправленный автофокус, оптический стабилизатор, видео 4K 30/60 fps, Full HD 30/60/960 fps; сверхширик 40 Мпикс, 18 мм, 1/1,54", f/1,8, автофокус; длиннофокусник 12 Мпикс, 125 мм, f/3,4, 5-кратный оптический зум, оптическая стабилизация; TOF 3D (времяпролетная камера)
Фронтальная камера: 32 Мпикс, f/2,2, 1/2,8", автофокус, датчик глубины
Порты: USB Type-C (OTG)
Навигация: GPS/AGPS, ГЛОНАСС, BDS, Galileo, QZSS, NaviC
SIM-карты: две nanoSIM
Аккумулятор: 4200 мА·ч, несъемный, быстрая зарядка 40 ватт (адаптер входит в комплект), реверсивная беспроводная зарядка 27 ватт
Размеры:  158,2 × 72,6 × 9 мм
Вес: 209 г
Защита: IP68
Дополнительно: датчики жестов, гравитации, освещенности, приближения, цветовой температуры, Холла, гироскоп, компас
Варианты цветов корпуса: серебристый, золотой, синий, белый, черный
Цены: 

 "Яндекс.Маркет"       54-65 тысяч за версию 8/256
 Европейский Amazon      €1096

Что интересно, если сравнить с P30 Pro характеристики как таковые, то из существенных отличий я вижу только два параметра. Первый - основной фотомодуль имеет больший размер матрицы - 1/1,28" против 1/1,7" (собственно, у P40 - самая большая смартфонная матрица на рынке). Второй - сверхширик стал заметно круче по всем параметрам: мегапиксели, светосила, матрица. Остальные различия - совершенно микроскопические.

Ну вот и давайте посмотрим, как эти различия отразятся на фото и видео.

Содержание обзора: 

Комплект поставки

Упаковка. Никаких значков о том, что GMS здесь не установлены, на коробке не содержится, а зря, это было бы эффектно. Например, надпись "GMS free zone". Или "GMS" на белом фоне в красной окружности, перечеркнутая красной чертой. 

В комплект входят: смартфон, адаптер для зарядки на 40 ватт, кабель USB - Type-C, проводная гарнитура, силиконовый чехол, инструмент для вытаскивания вставки под сим-карты и карту памяти, инструкция пользователя, гарантийный талон. 

А вот переходничок на аудиоджек положить пожлобились, что лично мы с котом Бубликом решительно осуждаем. (Видимо, решили, что раз положили простенькую проводную гарнитуру, то и так сойдет.)

Внешний вид и особенности

Традиционный дизайн флагманов 2020 года: стекло, металл, тяжеловесный блок камер, заметно выпирающий из задней крышки, причем этим блоком камер P40 Pro очень напоминает Samsung Galaxy S20 Ultra, а сдвоенной селфи-камерой напоминает Samsung Galaxy S10+

Задняя крышка с глянцевой поверхностью, которая прекрасно заляпывается пальцами. 

Блок камер крупно. 

Почти так же, как и у P30 Pro, здесь скошены края и дисплея, и задней крышки. Боковые грани - из серебристого алюминия. 

На нижней грани расположены отсек для сим-карт и карты памяти (вместо второй сим-карты), микрофон, порт Type-C и динамик. 

Карта памяти здесь специального формата - Huawei Nano Memory Card. В европейском Amazon они есть - на 128 и 256 ГБ. В "Яндекс.Маркете" я такие карты не обнаружил. С другой стороны, совершенно непонятно, зачем карта памяти вообще нужна в смартфоне, у которого 128 или 256 ГБ встроенной памяти. 

На верхней грани размещены второй микрофон для шумоподавления и ИК-передатчик. 

По поводу ИК-передатчика тут несколько своеобразная история. Во всех спецификациях указано наличие ИК-передатчика (Infrared port). Однако здесь для распознавания лица также используется ИК-передачик, вмонтированный в дисплей, что дало основание некоторым обозревателям утверждать, что стандартного ИК-передатчика здесь нет, потому что ИК-передатчик в данном смартфоне используется для распознавания. 

Цитата из обзора на 3DNews:

Сверху мы видим датчик, который легко принять за инфракрасный порт для связи с бытовой техникой, - но нет, это обычный датчик освещенности, который просто не поместился на лицевой панели.

Так вот. Это вовсе не "обычный датчик освещенности", который никогда не бывает такой здоровой блямбой. Это именно ИК-передатчик, благодаря которому смартфон можно использовать в качестве универсального пульта управления. И в папке "Инструменты" есть приложение "Виртуальный пульт" - точно такое же, как и в P30 Pro, где тоже есть ИК-передатчик. И работает оно, как полагается, я проверил. Так что тут с этим передатчиком все в порядке.

На правой грани - кнопка питания и качелька громкости. В Huawei Mate 30 Pro, как известно, эту качельку громкости подло убрали, предложив регулировать звук ласкающими движениями по скошенному краю дисплея. Это было жутко неудобно, ну и в Huawei все-таки одумались и вернули качельку. За это - большое спасибо, но непонятно только, зачем ее вообще нужно было убирать, кому она вообще мешала?!! 

Ну и вот этот смартфон (слева) рядом с Huawei P30 Pro. 

Я для P40 Pro купил вот такой чехол: аналогичный у меня используется для P30 Pro. В руке в таком чехле смартфон лежит ухватисто, металлическая площадка используется для магнитного держателя в машине, также тут еще и подставка есть - вот это откидывающееся кольцо. 

Дисплей

OLED-дисплей хорошего качества, но, впрочем, ничем не поражающий. Размер диагонали 6,58", разрешение 2640×1200 точек. Соответствует стандарту HDR10, максимальная яркость - 441 кд/м². Отличные углы обзора, эффективное олеофобное покрытие. Только напомню про традиционную фишку смартфонов Huawei: на дисплее нового смартфона наклеена почти незаметная защитная пленка, у которой олеофобное покрытие если и есть, то оно работает так себе. В результате этого может создаться впечатление, что экран P40 Pro заляпывается пальцами, как какой-то смартфон пятилетней давности. Но стоит эту пленку снять, оказывается, что с олеофобным покрытием здесь все в порядке.

На прямых солнечных лучах изображение вполне различимо, но, впрочем, встречал я дисплеи, где картинка была и поярче.

Экран этого смартфона поддерживает частоту обновления 90 Гц. У некоторых флагманов уже встречается поддержка 120 Гц, однако я не стал грустить по поводу того, что такой развертки здесь нет. Я и разницу между традиционной частотой 60 Гц и частотой 90 Гц не вижу. Кто-то из обозревателей писал, что, мол, достаточно один раз увидеть работу дисплея с частотой 90 Гц - и ты никогда больше не сможешь терпеть экран с обновлением 60 Гц. Ну, должен сказать, что этот обозреватель - он очень глазастый.

Рамки у дисплея достаточно тонкие. Селфи-камера и датчики расположены в вытянутом эллипсе в левой верхней части экрана. Некоторых пользователей такое решение страшно раздражает, и они этот эллипс называют "мерзкая сосиска". Соглашусь, решение не самое изящное - у того же P30 Pro камера встроена в "каплю" по центру верхней части экрана. Но мне не нравится определение "мерзкая сосиска", я предлагаю заменить его на "отвратительная гусеница". 

Заметные скругления по краям дисплея тоже, знаете ли, оптимизма не добавляют, потому что они могут съедать часть информации - вот как на скриншоте ниже. 

Настройки экрана. 

Вырез, как обычно, можно скрыть. Цветовой режим и температура настраиваются. 

Есть фильтрация ультрафиолетового излучения, снижение мерцания. Можно включить темный режим, однако расписания для его включения нет, а некоторым пользователям это нужно. 

Разрешение экрана может подстраиваться для энергосбережения. Также частоту обновления можно явно задавать. 

Настраиваемый режим постоянно включенного экрана. Стиль часов настраивается. 

Также есть магазин часов для постоянно включенного экрана, где очень много различных вариантов - как бесплатных, так и платных. (На P30 Pro, оказывается, теперь такое тоже есть.)

Вот, например, какие часы я себе выбрал. 

Теперь смотрим, что тут с мерцанием. 

75% яркости - в норме. 

50% яркости - в норме. 

25% яркости - мерцает вовсю (норма - до 20%).

Включаем в настройках подавление мерцания - теперь норма и на 25% яркости.  

Управление и жесты

С управлением ничего нового: стандартные андроидные жесты, три навигационные кнопки (настраиваемые), также можно включить кнопку навигации. 

Дополнительно можно настроить некоторые жесты. 

Совершенно случайно выяснил, что кроме стандартных здесь есть один специфический жест от EMUI: если сделать жест от левого или правого края экрана и задержать палец, то появится настраиваемая панель приложений. И в P30 Pro такое тоже есть. Подозреваю, что это во всех смартфонах Huawei и Honor. Случайно наткнулся, в обзорах я никогда упоминаний об этом не встречал. 

Работа устройства

Android 10, оболочка EMUI 10.1.

Десктопы с установленными приложения (без GMS). 

Лента с виджетами, настройки быстрых переключателей.

Телефонное приложение

Входящий звонок и режим разговора. 

Качество телефонной связи - очень хорошее, режим шумоподавления работает эффективно. 

Аудио

Для воспроизведения аудио используется только один динамик (разговорный динамик здесь встроен прямо в экран). Звук динамика - громкий и чистый, качество - очень приличное. 

Наушники-затычки Sennheiser CX 2.00G - терпимо: звук плосковатый, высокие резковатые.

Полноразмерные наушники 32-омные Beyerdynamic DT 770 Pro - тоже терпимо: басы неплохие, но и только-то, середина провалена, высокие глуховатые. 

Для проверки беспроводного звучания подключил наушники Levn BH-M89 (они поддерживают и aptX, и aptX HD). 

И тут начались какие-то странности. Потому что эти наушники подключились по кодеку SBC. Полез в раздел для разработчиков, вызываю список кодеков - доступен только SBC. Остальные недоступны. Бред какой-то. 

Звучали эти наушники, кстати, пристойно - более или менее чисто. Но было слышно, что никак не aptX. 

На всякий случай переподключил наушники к P30 Pro. Подключились, как и полагается, по aptX HD. 

 

Ладно, подумал я, подключу крутейшие Sony WH-1000X M3. Они подключились по LDAC, звучали превосходно. 

Я, чтобы все проверить, даже полный сброс смартфона сделал (благо все нужные скриншоты уже снял). Подключаю Levn BH-M89 - SBC. Подключаю Sony - LDAC.

Полез рыться в спецификациях. Ну и выяснилось, что Huawei, судя по всему, в рамках санкций лишили лицензий на aptX и aptX HD (это проприетарные кодеки Qualcomm). Нет их здесь. А это, как вы понимаете, очень даже неприятно. 

Еще один кирпич в стене, короче говоря. Не только GMS, но еще и кодеки. 

Забавно, кстати, что во всех обзорах, которые я читал, об этой интересной особенности вообще никто не упоминает. По привычке пишут, что все кодеки поддерживаются, а в реальности, судя по всему, никто и не проверил. Отделываются фразами из серии "Через aptX звучит все качественно". Оно и понятно, что через aptX звучит все качественно (хотя, знаете ли, тут тоже возможны варианты). Проблема-то в том, что aptX здесь как раз и нет. 

Игры

Платформа мощная, все летает на максимальных настройках качества. 

Танки все время держали 60 fps с HD-текстурами. 

Определение координат

Стартует практически мгновенно, координаты определяет очень точно. Хорошо хоть, GPS Huawei пока не лишили. 

Камера

Ну и теперь, благословясь, переходим к самому главному - к приложению "Камера". 

Интерфейс камеры: снизу идут режимы, сбоку - переключение между камерами и гибридным зумом, сверху - переключение на сервисы распознавания, искусственный интеллект, вспышка, настройка цветности, настройки приложения. 

В линейке режимов есть пункт "ЕЩЕ", там вызываются дополнительные режимы (скриншот справа). 

Настройки. Смартфон не умеет снимать в формате 16:9, что, знаете ли, очень печально. Но это давняя беда Huawei. Причем я смутно помню, что в каких-то предыдущих моделях этот режим был. Здесь есть "Полный экран", но это не 16:9, это другой формат, очень неудобный. 

Разрешение видео и другие настройки. 

Так работает камера со всякими AI Lens и прочими дополнениями: пытается отыскивать аналогичные товары, отслеживает продукты и выдает информацию по калорийности продуктов. Забавная игрушка, практически, как мне кажется, очень малоприменимая. 

Основной сенсор камеры - Ultra Vision с разрешением 50 Мпикс (система Quad Bayer) имеет физический размер 1/1,28" - это самая крупная матрица на рынке. Вместо фильтров RGB здесь используется система RYYB, позволяющая улавливать больше света. Размер отдельного пикселя в режиме объединения четырех субпикселей - 2,4 мкм.

Но хватит цифр, давайте смотреть примеры снимков. Основной камерой я снимал в стандартном режиме 12,5 Мпикс. 50 Мпикс - режим специальный, он нужен только для случаев, где требуется максимальная детализация, при этом требуется очень хорошее освещение. 

Сначала - просто снимки и видеоролики, сделанные в различных условиях. После этого - сравнение снимков и видео этого смартфона с P30 Pro, ну и в конце - дискотека и афтепати. 

Дома днем. 

Солнечный день. 

Пятикратный зум. 

Десятикратный гибридный зум (кадрирование пятикратного зума плюс обработка). А что, очень даже терпимо. 

Пятикратный. 

Десятикратный. 

Селфи в режиме обычного фото. 

Портрет. 

Пятикратный зум на фоне моря (очень сложный объект). 

Посмотрим кроп. Вполне терпимо. Я сначала подумал, что девушке лицо так нехило замылило, но это просто маска. 

Десятикратный зум. 

Смотрим кроп. Тут, конечно, мыло и артефакты уже полезли, но, понятное дело, это кадрирование с пятикратного зума, вычислительными методами это все не исправить. Однако если для определенных целей полным кадром для соцсетей - сойдет, как я считаю. 

Пятикратный зум. 

Десятикратный. 

Специального режима макро здесь нет, однако камера позволяет снимать буквально с трех-четырех сантиметров. 

Сверхширик, да еще и в контровом свете. 

Давайте посмотрим детали по краям - обычно они здорово плывут у сверхшириков смартфонов. А тут, между прочим, очень даже пристойно. Но здесь сверхширик уже серьезный, не для проформы. 

Вот, например, что наблюдалось по краям у P30 Pro (совсем другой снимок, но тем не менее).

Вертикальная панорамка. 

Тест текста. 

Пасмурная погода. 

Тест камеры в сверхчетком режиме. 

Ресайзим эту фотографию до 4096 по ширине (как у стандартного режима), делаем кроп. Детализация хорошая, да, но воображение не поражает. 

Режим размытия с открытой диафрагмой.  

Вечерело. 

Еще селфи. 

Тест режима "Документ". 

Десятикратный зум. 

Нарождающийся месяц в пятикратном приближении. Надо же, сфокусировалось (не с первого раза, но поймать удалось). 

Ночные снимки в ночном режиме. Очень здорово получилось, тут даже не очень понятно, что это ночь. А это конкретная ночь - 23:36. 

Видео. 

Режим зум в кадре. 

Режим AR - там можно разные маски накладывать. Забавно. 

Замедление (увеличение частоты кадров). 

4K 30 fps, статика. 

4K 60 fps, динамика.

Full HD 60 fps, динамика.

4K 30 fps, ночь.

4K 60 fps, селфи-камера.

Ну что сказать? Камера действительно отличная со всех сторон - не зря ее DXOMark ставит на первое место в мире. Собственно, ее возможности выше и продемонстрированы, дальше можно ничего и не говорить. Меня особенно впечатлили ночные снимки, ну и стабилизатор в видео - очень хорош.

Но теперь нужно ответить на интересующий многих вопрос: насколько критична разница между камерами P30 Pro и P40 Pro?

И я провел несколько тестов. Давайте сравним. 

Фотографии идут парами: снимались в одном и том же месте, в одно и то же время, с настройками по умолчанию, с включенным AI (сценарий обычного пользователя).

Сверху идет фотография, сделанная на P30 Pro, снизу - на P40 Pro. Так их удобно будет листать при открытии полноразмера. И я сразу буду комментировать.

У P40 - более насыщенная и контрастная картинка. От P30, наверное, такого тоже можно добиться настройками смартфона, но мы сравниваем режимы по умолчанию.

Тут интересно сравнить кропы с листвой - все-таки матрица у P40 побольше.

Да, у P40 немного лучше детализация, но это, конечно, только если с лупой изучать.

Пятикратный зум.

То же самое, только P40 Pro зачем-то подголубил картинку.

Десятикратный гибридный зум.

То же самое - P40 Pro ушел в синеву, но оно и понятно, это ведь кадрирование с 5-кратного зума.

P40 более эффектно размыл фон.

Селфи-камеры.

У P40 Pro насыщенность цветов лучше и оттенок интереснее.

Вообще нет разницы.

У P40 Pro немного лучше контраст и насыщенность.

Ну и по поводу съемок ночью. У P40 Pro, конечно, получше результаты (см. выше), но вот два снимка на P30 Pro тех же сюжетов - качество очень пристойное. 

Теперь видео. Чтобы сравнить в максимально похожих условиях, я использовал вот такое самосборное устройство. 

Оба ролика снимал в формате 4K 30 fps (P30 Pro 4K 60 fps не поддерживает). 

Ролик P30 Pro. 

Ролик P40 Pro. 

Ну и смонтировал оба этих ролика в один: слева - P30 Pro, справа - P40 Pro. 

А тут получилось интересно. В данном случае именно у P30 Pro более контрастные и насыщенные цвета. Но у P40 Pro, конечно же, заметно лучше работает стабилизатор, что хорошо видно при сравнении. 

Какие выводы по камерам? В мелочах камера P40 Pro выглядит получше, но это реально можно увидеть, только если сравнивать кропы. Для обычных применений разницы практически нет. Более или менее заметная глазу разница - в сверхшириках: у P40 Pro качество явно лучше и по краям не расплывается. А вот зумы и гибридные зумы очень похожи.

По видео - у P40 Pro явно лучше работает стабилизатор, но почему-то более блеклая картинка, у P30 Pro она более насыщенная. Я думал, что смогу приподнять насыщенность у P40 Pro, включив в настройках "Яркие цвета Leica", но там тут же прет сплошная кислотность, можете полюбоваться. 

Общий вывод - камера у P40 Pro отличная по всем направлениям, но я не вижу критической разницы в сравнении с камерой P30 Pro. 

Безопасность

Распознавание отпечатка в подэкранном оптическом сканере работает примерно так же, как и у других флагманов: с очень небольшой задержкой по сравнению с емкостными сканерами, но срабатывает достаточно уверенно. 

Распознавание лица работает просто отлично (все-таки не зря делали эту "мерзкую сосиску" в дисплее - сохранили 3D-режим): в любом положении, в полной темноте, в темных очках - срабатывает железно и быстро. Есть режим срабатывания при поднятии, то есть просто берешь смартфон со стола - он определяет лицо и разблокируется. Я периодически просто забывал, что у меня на этом смартфоне установлена блокировка со срабатыванием по лицу. 

Системные данные и быстродействие

Данные по CPU-Z. 

Индекс по AnTuTu. В общем рейтинге смартфон занял двенадцатое место. 

Индекс по PCMark. 

Мощный, быстрый, шустрый, чего еще желать? Впрочем, P30 Pro по быстродействию тоже как-то ни разу не огорчал. 

Давайте посмотрим, что тут с троттлингом (у P30 Pro проявлялось, да). А тут все хорошо, производительность не падает. 

Тест стрессоустойчивости от AnTuTu. Нагрев батареи - не выше 36 градусов. 

Время автономной работы

Интернет. Яркость выставлена на комфортные 50%, включены беспроводные сети, в браузере каждые 30 секунд обновляется страница. В районе 20 часов. Круто!

Видео. Отключены беспроводные виды связи, яркость плеера выставлена на комфортный 10-й уровень (всего 15), в MX Player крутится в цикле ролик сериала. Практически 27 часов, я аж ждать устал.

Синтетический тест PCMark со смартфонами Huawei до конца проходит редко, но тут все-таки сдюжил - и результат очень даже достойный! 

В немногочисленных обзорах этого смартфона (он только что вышел) я встречал сетования на то, что он едва ли живет один день. По моей практике с частотой обновления экрана 60 Гц он спокойно жил два дня, причем с запасом, как и P30 Pro. (Но тут нужно учитывать, что у других обозревателей были в основном сэмплы с недопиленной прошивкой, также на автономность сильно влияют вышки сотовой связи - например, когда я приезжаю в Москву, мой смартфон показывает заметно меньшую автономность, чем в Испании.) Да и с частотой обновления 90 Гц он жил не сильно меньше: по моим оценкам, увеличение частоты уменьшало время автономной работы где-то на 10-12% максимум. 

По поводу зарядки. Тестировал с комплектным адаптером и комплектным кабелем (это обычно имеет значение). Здесь поддерживается стандарт HUAWEI SuperCharge - это до 40 ватт по проводу и до 27 ватт по беспроводу. 

При зарядке с нуля по проводу прибор показывал 36 ватт (9.4V/3.8A), смартфон грелся очень несильно. 23 минуты - 50%, 35 минут - 64%, 45 минут - 90%, ну и полная зарядка - немного меньше часа, это очень быстро.

Для беспроводной зарядки нужно было иметь соответствующий адаптер, которого у меня не было, но от зарядки Xiaomi смартфон заряжался достаточно быстро, также он поддерживал обратную зарядку - то есть заряжал беспроводные TWS-наушники, положенные на него. 

Есть ли жизнь без GMS

Ну, типа, есть, но она довольно грустная. Особенно грустно без Google Play: магазин Huawei, конечно, предлагает уже немаленький набор приложений, но среди них далеко не всегда попадаются те, которыми мы привыкли пользоваться, так что радости тут мало. Можно, конечно, устанавливать эти приложения в виде APK, скачанных с 4PDA, но это, во-первых, не сильно удобно, а во-вторых, не сильно секьюрно. Без Google Play с "Google Защитой" - конечно, не жизнь. Плюс карты Google. Плюс остальные сервисы. 

Нет, при необходимости, конечно, можно обойтись - я, например, нашел, как буквально двумя кнопками перегнать все мои контакты из Google в облако Huawei, - но тут возникает серьезный вопрос: а на черта? Можно, конечно, извратиться и найти какие-то аналоги, но тут вопрос простой: а это, извините, наша война или нет? Почему мы-то лишаемся сервисов "Гугла", ради чего? На этот вопрос нет положительного ответа. 

Я нашел, чем можно более или менее заменить GMS, однако даже писать об этом не хочу - это все явные костыли, недостойные мыслящих пользователей. Что-то заменяется более или менее равноценно, а что-то - совсем неравноценно. 

Можно ли сюда поставить GMS

Да, можно. И я это сделал - вот описание процесса. У меня это заняло несколько часов. (А я, как вы понимаете, очень продвинутый пользователь.) Раза три я делал полный сброс смартфона. Первый раз вообще ничего нормально не установилось (там был косяк с подключением аккаунта "Гугла"), второй раз установилось довольно криво (с сообщениями об ошибках), и только с третьего раза, комбинируя два метода с 4PDA, сервисы встали как влитые. Не работал только Google Pay, но было известно, что он работать и не будет. 

Как рассказывают коллеги, которые это все проделывали с Huawei Mate 30 Pro, после того, как сервисы встанут, проблем не будет: и обновления системы можно делать, и обновления GMS - без проблем. 

Но сам процесс вкрячивания - несколько унизительный и трудоемкий. 

(Кстати, один мой читатель только что занимался вопросом установки GMS на новый планшет Huawei Mediapad и ему не помог алгоритм с 4PDA, зато помог вот этот ролик.)

Наблюдения при работе и выводы

Как я писал в обзоре Xiaomi Mi 10 Pro, "это очарование или разочарование"? В случае с Mi 10 Pro это было конкретное разочарование (за такие-то деньги). 

В случае с данным смартфоном - ну, это еще вопрос-вопрос. По железу, по камерам - тут, в общем-то, все вполне прилично, хотя цена в €1000 кажется явно завышенной (это мы еще не трогаем вопрос ограничений). Однако очень серьезные проблемы с GMS и отсутствующими кодеками aptX - ну, знаете ли, это уже слишком. Я понимаю, что у Huawei есть свои разборки с Трампом и Америкой, но я как пользователь-то тут при чем? Платить €1000 за топовый смартфон, в котором нет сервисов "Гугла" и поддержки aptX, - вы издеваетесь, что ли? 

Я бы еще понял, если бы этот смартфон предлагали, ну, например, за €600-700: тут еще можно было бы подумать - ну да, геморрой с установкой GMS, но зато заметно дешевле. 

Однако компания Huawei продает этот смартфон в Европе и России за полную стоимость, предлагая пользователям самим решать проблемы бодания их руководства с Трампом, и на это можно ответить только одно - А ОНО НАМ ВООБЩЕ НАДО?!!

Теперь вернемся к смартфону Huawei P30 Pro, который в "Яндекс.Маркете" сейчас можно купить за 43 тысячи (€545). (Новый P40 Pro - почти в два раза дороже.) Проблем с GMS нет и не будет. Кодеки aptX поддерживаются. Камера отличная. Я считаю, что это сейчас одно из лучших предложений на рынке. (Ну и не будем забывать о Xiaomi Mi Note 10, который тоже очень и очень хорош!)

Есть ли у меня претензии к P30 Pro по итогам длительной эксплуатации? Есть, одна претензия: жесты работают не очень шустро, пришлось включить экранные кнопки. (У P40 Pro такой проблемы нет.)

В остальном отличный смартфон, очень рад, что его купил. Мог бы с него соскочить на шикарный Xiaomi Mi Note 10, который я считаю одним из лучших смартфонов на рынке по соотношению цены и качества, но я его отдал жене, так что я перебьюсь со своим P30 Pro - и страдать не буду даже рядом.

Было ли у меня желание оставить себе P40 Pro, учитывая тот факт, что GMS я туда поставил и они работали как надо? Нет! P30 Pro давно куплен, шикарно работает, менять его на P40 Pro не вижу никакого смысла, только деньги лишний раз тратить и всякий геморрой получать. (Без aptX было бы особенно обидно.)

Так что, скажем честно, я уж и не знаю, что дальше компания Huawei будет делать с европейским-российским рынком. Устройства-то они делают хорошие, но покупать их, похоже, уже нет никакого смысла. А жаль, очень жаль, я был преданным поклонником этой марки. Но не указать в обзоре на все эти очевидные проблемы я не мог.

© 1998–2024 Alex Exler
30.06.2020

Комментарии 115

08.07.20 14:51
1 0

Стабилизация видео прям удивила, наглядно очень в сравнении с Р30.
07.07.20 03:12
0 0

Я для этого и смонтировал вместе - да, у P40 Pro стабилизация сильно лучше.
20.08.20 22:34
0 0

Отличный обзор. Не устану ждать, надеяться и верить, что будет и на моей улице праздник. Что выйдет что-то достойное обзора с диагональю до 5,7 😄
01.07.20 18:34
0 1

Отличный обзор. Не устану ждать, надеяться и верить, что будет и на моей улице праздник. Что выйдет что-то достойное обзора с диагональю до 5,7 ?
айфон 12 будет
08.07.20 14:51
0 0

Во второй паре сравнительных фото обе по ссылке от P30,
01.07.20 00:22
0 0

Точно, спасибо, исправил.
01.07.20 08:35
0 0

"По результатам тестирования я выяснил, что Galaxy S20 Ultra если и превосходит P30 Pro, то достаточно незначительно, а стоит аж в два раза дороже, ну и в результате я так на P30 Pro и остался."

А это как? Сами пишете, что Galaxy S20 Ultra уже куплен. И лучше. Продали как использованный? Просто перестали пользоваться? При этих сценариях деньги все равно теряются, так что аргумент дороговизны выглядит нелогично.

Понимаю, если бы Самсунг дал потестировать, и вы бы отказались от дальнейшей покупки. В варианте с уже купленным телефоном это предложение звучит фальшиво. Никакой логики в этом действии нет.
30.06.20 22:38
3 1

На порядок больше покупок в деньгах или в количестве?
В количестве.

Возвращенный смартфон продавать придется с заметным дисконтом, плюс затратный геморрой процедуры возврата. На мелочевке такие убытки не отобьются ?
Я понимаю.
01.07.20 22:22
0 1

На порядок больше покупок в деньгах или в количестве? Если в количестве (судя по паре возвратов и паре десятков покупок) то врядли им такое поведение покупателя понравится. Возвращенный смартфон продавать придется с заметным дисконтом, плюс затратный геморрой процедуры возврата. На мелочевке такие убытки не отобьются 😄
01.07.20 20:22
0 0

Могут. Но я покупаю на порядок больше, чем возвращаю, у меня, как правило, пара возвратов в месяц и при этом пара десятков покупок. И возвращаю я только дорогие смартфоны, мелочевку не возвращаю.
01.07.20 18:32
0 1

Где-то читал что если часто напрягать Амазон возвратами то могут забанить аккаунт.
01.07.20 18:25
0 0

А это как? Сами пишете, что Galaxy S20 Ultra уже куплен.
Как куплен, так обратно и отправлен, делов-то. Это Amazon, у меня минимум месяц на возврат.
01.07.20 08:41
0 0

Ты хоть почитай обзор-то этого Самсунга, там все написано. Зарегился права качать, а не в материале.

Обзор очень интересный, читал с удовольствием. Хоть я и не рассматриваю смартфоны в такой ценовой категории, но все равно читаю все обзоры, и данный даже как-то выделяется. Видно, что с душой делался)
30.06.20 16:09
2 6

Счастливый обладатель Huawei Mate 20 X
www.gsmarena.com
30.06.20 15:20
0 1

Был ми макс 1. Очень много приятных моментов. Но в итоге утомил именно размером. Продал
01.07.20 10:19
0 0

Нормально ходится. В караман рубашки помещается. У меня дочка ростом 165, вполне одной рукой управляется. Нет идиотских скругленных боков, 5000 мА батарейка.
30.06.20 23:18
0 1

Представляю как я достаю из широких штанин сие. Наверное он бы лег мне в руку если бы я был ростом от двух метров. Можно от дождя зато им укрываться.
Ходить то с ним без прихрамывания получается?
30.06.20 22:27
2 1

Знаю я его, очень прикольный аппарат, даже думал его купить для обзора, но понял, что смысла нет - он очень специфичный с таким размером экрана.
30.06.20 15:34
0 0

Да. Жаль конечно.

Хотя с другой стороны он в Германии за 730 евро продаётся
30.06.20 15:00
0 0

Алекс, откуда такой чехол? Есть ссылка? Хочу на Хонор п20 про
30.06.20 14:40
0 0

И мне интересно
30.06.20 15:16
0 0

Расширенный режим для Always on Display есть для смартфонов P30 и старше.
Для младших моделей расширенную версию в 10 прошивке зажали.
У меня Mate 20 X, думал появится но нет.
30.06.20 14:09
0 0

Ясно, сейчас укажу, спасибо.
30.06.20 14:27
0 0

Фотографии на фоне море - чистая аппликация. Т.е. АИ распознал людей, любовно их обвел и наклеил назад.
30.06.20 13:54
0 1

Вот так поедешь на море, сфоткаешься, выложишь в инстраграммчик, а народ в комментах напишет, что это фотошоп. 😄
30.06.20 14:09
0 3

Устройства-то они делают хорошие, но покупать их, похоже, уже нет никакого смысла.
Пока они работают на Андроиде - да, факт. Будем ждать когда поменяют операционку. Вот тогда будет интересно.
30.06.20 13:50
4 0

То есть полнота жопы с доступностью сервисов и приложений сейчас не устраивает, это когда хуавеи на андроиде но без гугла. Надо отрезать и вторую ногу инвалиду для симметрии, чтобы ежики даже не дергались вкрячивать гуглосервисы а смиренно ели кактус кетайских приложений. Вот тогда то и настанет полная гармония и щасте.
30.06.20 22:22
0 5

У меня только один вопрос.
„Есть фильтрация ультрафиолетового излучения“.

...ЧООО? Они хотят сказать что у них экран светит в ультрафиолете, и это ещё нужно как-то дополнительно отключать? Для кого он предназначен, для насекомых?

Не, понятно, что это безграмотность создателей интерфейса, но как звучит!

Кстати, пожелание по функционалу сайта — нельзя ли прикрутить какую-нибудь кнопочку для перемотки сразу к комментариям? У меня даже с логитеховским турбоколёсиком перемотка секунд 10 занимает.
30.06.20 13:02
1 4

У меня даже с логитеховским турбоколёсиком перемотка секунд 10 занимает
... и еще там с правой стороны у окна браузера такая хрень забавная есть, слайдер называется.
30.06.20 13:53
0 8

ЧООО? Они хотят сказать что у них экран светит в ультрафиолете, и это ещё нужно как-то дополнительно отключать?
А что не так-то? В свечении экрана есть УФ-спектр.

Кстати, пожелание по функционалу сайта — нельзя ли прикрутить какую-нибудь кнопочку для перемотки сразу к комментариям?
Из анонса на главной можно перейти сразу к комментариям, из анонса в блоге можно перейти сразу к комментариям, из анонса в разделе можно перейти сразу к коментариям. Этого недостаточно?
30.06.20 13:15
1 4

Констатирую: Huawei P40 Pro не суждено стать любимой женой господина, потому что она не выщипывает бровь, а также по десятку прочих не значительных причин. Да и калым в 1000 убитых енотов господин посчитал тоже чрезмерным.
30.06.20 12:58
7 1

Народ, а в Р30 и P40 есть ли какие-то удобные жесты включения фонарика?
Моторола меня избаловала тем, что специальное потряхивание его включает-выключает (и не надо разблокировать смартфон). Этот жест очень удобно делать, когда руки заняты.
А тут есть способ / жест?
(может я чайник и надо просто нужное приложение поставить в любой телефон)
30.06.20 12:33
0 0

Один раз нажимаете кнопку питания, потом свайп от нижнего края экрана вверх, появляются значки приложений, там то ли сразу фонарик есть, то ли можно добавить.
07.07.20 03:21
0 0

На хуавее ничего подобного нет. Не скажу, за остальных производителей, но на Сяоми есть двойное нажатие кнопки включение экрана, это вкл-выкл фонарика. Прекрасно работает, даже экран не включается.
02.07.20 11:23
0 0

есть способ / жест?
Пользуюсь этим фонариком. Ничем трясти не надо, завязан на нажатие кнопки питания несколько раз подряд (количество настраивается). То есть, включить можно хоть в кармане. ))

На многих Андроидах работает нажатие кнопки-гамбургера в режиме блокировки экрана. То есть если блокируется экран -- самое то. Включаешь экран (у меня смарт чехол при открытии), нажимаешь кнопку "опции" (она же "гамбургер"), и имеешь фонарик.
30.06.20 18:09
0 0

Нет здесь такого жеста. Но наверняка можно найти приложение, которое такое реализует.
30.06.20 12:55
0 0

Спасибо за обзор. Но жаль, что "жизнь без сервисов" такая короткая. Хотелось более подробного описания - что использовалось, какие аналоги, чем хороши / чем плохи.
30.06.20 11:16
0 0

Аналоги GMS?
Это как? Пуш-уведомления от всех приложений через другой сервер завернуть?
30.06.20 13:53
0 0

Да я просто не вижу смысла иметь смартфон без GMS. Зачем? Извратиться-то, конечно, можно, только на черта? Какие-то костыли можно найти, но они практически все - хуже.
30.06.20 11:23
0 8

Большое спасибо! Как раз такую статью я и ожидал, когда просил глянуть на новые Huawei. C меня причитается. 😄
30.06.20 11:01
1 4

Алекс, большое спасибо за обзор, очень его ждал.
были муки выбора между P40 Pro и Pixel 4, выбрал последний и вот был в сомнениях правильный выбор сделал или нет.
30.06.20 10:54
0 1

Да, я на него тоже смотрю, и зум есть нормальный, но ценник 68К отпугивает.
13.07.20 13:55
0 0

Правильный выбор - Oneplus 8pro.
10.07.20 14:08
0 0

У меня тоже мучительный выбор - Oppo find X2 pro или Pixel 4.
Пока остановился на том, что подожду Pixel 5.
Без отпечатка жить можно... но очень больно.
30.06.20 13:54
0 0

Технологии мобильного фото подошли к своему пределу?
30.06.20 10:46
0 1

Алекс, он вроде не 290, а 209 грамм весит. 300 грамм - это уже совсем 😄) На Амазоне у нас он кстати уже не штуку стоит, а меньше.
Очень хотела его после своего P20 Pro. Но без Гугла не вариант. Был в свое время Виво, на который нужно было накатывать эти сервисы. Проблема была не в накатывании, а в том, что они слетали после каждого апдейта. Через полгода не выдержала. Коллега пробовал последний самсунговский флагман и три! раза отправлял его обратно, потому что там не держит батарея.
Поэтому я подумала и заказала себе OnePlus 8 Pro. Очень нравится камера. После Самсунга и Huawei страшно бесит оригинальный лаунчер. И батарея не как у Huawei (у них аккумуляторы очень хорошо держат), особенно при всех этих свистоперделках. Но мне нравится.
30.06.20 10:43
0 4

Да и вообще - я перешёл давно уже на Nova Launcher и первым делом его ставлю после покупки нового аппарата.
13.07.20 13:56
0 0

Страшно бесит лаунчер???
Да это лучший лаунчер из всех! Причём с большим отрывом!
Ну и вообще аппарат лучший на рынке - это да.
10.07.20 14:07
0 0

Планирую его потестировать.
Когда хоть примерно ждать теста? Дозреваю на этот аппарат.
30.06.20 22:29
0 1

Алекс, он вроде не 290, а 209 грамм весит.
Да, поправил, спасибо 😄

Поэтому я подумала и заказала себе OnePlus 8 Pro.
Планирую его потестировать.
30.06.20 11:03
0 1

Спасибо. Вот и не надо было время тратить. И так понятно, что камера у него хорошая и работает он быстро. Только кому все это надо бег гугла? Десятку экспериментаторов?
30.06.20 10:36
2 6

И так понятно, что камера у него хорошая и работает он быстро.
Мне надо было понять, насколько камера превосходит P30 Pro. Если бы разница была очень заметной, я бы его себе оставил.
30.06.20 11:02
0 6

Full HD 60fps, один я адское желе в видео вижу?
а у 4К 60fps похоже проблемы со стабилизацией.
30.06.20 10:22
1 0

Full HD 60fps, один я адское желе в видео вижу?
Не вижу я адского желе, обычное качество для FullHD. Это же не 4К.

а у 4К 60fps похоже проблемы со стабилизацией.
Стабилизация явно работает, я хорошо представляю, как смартфон без стаба снимает на ходу - там от тряски вообще ничего видно не будет. Но не стедикам, да.
30.06.20 11:01
0 0

Ошибку нашел в пункте Аккумулятор- реверсивня беспроводная
30.06.20 10:20
0 1

"сам процесс вкрячивания - несколько унизительный и трудоемкий"
А в чем состоит унижение? Просто интересно... Надо ползать под кроватью голышом?
Нет, я прекрасно понимаю что покупая топовый смартфон надеешься получить товар на все деньги, но первый раз встречаю что процесс настройки неких сервисов становится унизительным.
30.06.20 10:16
15 4

Ну им только в другой клуб ))
30.06.20 14:20
1 0

Я и не осуждаю 😄
30.06.20 13:59
0 1

Ну просто есть люди, которым это не унижение, а кайф.
Кто мы такие, чтобы осуждать чьи-то фетиши? 😉
30.06.20 13:55
1 4

А в чем состоит унижение?
В том, что покупая смартфон за €1000 я вынужден тратить несколько часов на то, чтобы танцевать с бубном, вкрячивая туда GMS.
30.06.20 10:58
1 11

за Алекса говорить не буду, но со своей точки зрения так вижу: если покупаешь смартфон топового уровня, то важны не только технические характеристики, но ещё и пользовательский опыт. а тут как если бы купил хороший автомобиль (BMW 5-series или Mercedes E-klasse, к примеру), но вынужден поднимать и опускать стёкла, крутя ручку, а не нажимая кнопку. При это ручку ещё нужно самому прикрепить к двери серебристым скотчем, читая инструкции ребят, которые чинят автомобили в гаражах.
30.06.20 10:53
0 14

Ещё один смарт, отличающийся от других как капля воды от другой.

Честно, пролистал весь обзор в поиске обещанного рассказа о жизни без Гугла(все равно остальное все одинаковое) - и тут целый один абзац, помещающийся в одну фразу 'да я ничего и не делал без Гугла, сразу поставил'.

Самая интересная часть пропущена.
30.06.20 10:08
1 24

Грустно всё это. Эти санкции блин. У меня хонор плей. Идёт 3й год уже. Планировал менять на новые хуйвей/хонор. Но видимо нет 😒
30.06.20 09:44
0 3

Вот и моему Honor 10 скоро два года. На что менять?? И менять-то только затем, чтобы брату отдать.
30.06.20 14:21
1 1

Ссылка в тексте на яндекс маркет ведет на P30 с ценой в смешные 33 тысячи. Так-то P30 Pro дешевле 42 тысяч найти не удается 😄
30.06.20 09:40
0 0

Ага, сейчас поправлю, спасибо.
30.06.20 09:43
0 0

В итоге взял себе P30 Pro и именно потому, что на них сейчас цена упала и реально одно из лучших предложений на рынке. Года 3-4 он будет ещё вполне актуален.
Ну и действительно отдать 1000 евро за проблемы с Гуглом как-то странно. Хотя, говорят, вопрос оплаты телефоном на кассе будет решаться когда Huawei Pay получит лицензию (возможно в России уже получил).
30.06.20 09:31
0 1

Возможно в России.
30.06.20 18:53
0 0

Алекс, спасибо за подробный обзор, долго думал брать себе P40 Pro или нет, теперь точно знаю, что брать не буду.
Ко всем танцам с бубном вокруг GMS стоит добавить абсолютно тупую службу поддержки с её наплевательским отношением (сталкивался и по поводу планшета/ноутбука Matebook, и по поводу смартфонов P9 plus и P20 Pro).
30.06.20 09:26
0 6

Не подскажете, а замена часов на P30про есть? Где-то говорили, что это должно быть в новой прошивке.
30.06.20 09:21
0 0

Да я знаю об этом! Тыкал туда по сто раз на дню! А обнова висела там, где я сказал.

как сделать другие, настолько мне этого не хватает после самсунга.
В HTC это сделано в виде "Тем", там меняется вообще всё.
Жалко, что Sense UI больше не будет. Такая оболочка померла 😒
30.06.20 13:57
0 1

Да! Тоже окно из настроек! Но когда я тыкал в "тоже окно из настроек" выпадало сообщение, что установлена последняя версия! Я проверял уже когда в Поддержке висело обновление!

да, у меня тоже 10.0.0. И тоже пишет, что это последняя версия. ждём
30.06.20 13:12
0 1

Посмотрел, по этой кнопке открывается то же окно из настроек, которое я и так заходил и тыкал. У меня пока нет ничего новее 10.0.0

В информации о системе есть кнопка "Проверить обновления". Я понажимал - "вы используете последнюю версию ОС". Но я не раз замечал, что обновления раскатываются на разные телефоны неспеша - проходит чуть ли не до месяца, пока обновятся все телефоны (видимо, чтобы не класть сервера Хуавея). Так что пока подожду, значит +- скоро уже должно прилететь.

У меня EMUI 10.1.0.
30.06.20 12:54
0 1

Открываешь, а там.

в общем ждем обновление, без него никак
30.06.20 12:41
0 0

Вот, у меня тоже только стандартные(( как сделать другие, настолько мне этого не хватает после самсунга.
30.06.20 12:36
0 1

Долго ждал обновления системы до десятой версии, пока не зашёл по совету знакомого в Поддержку, где и ждала обнова. Попробуй там посмотреть. У меня, правда, Honor 10, но вдруг!

Обновлений пока не находит. Ну может попозже придут, буду следить. Спасибо.
30.06.20 12:02
0 0

Видимо, старая версия EMUI. Потому что у меня - вот так.
30.06.20 11:54
0 1

У меня так. Никаких стилей нет (P30 Pro). Или это не тот раздел?
30.06.20 11:26
0 1

Стиль часов - Загрузить еще.
30.06.20 11:20
0 0

А как поставить? У меня на Always On в P30 Pro только включить или выключить режим и на весь день или по расписанию
30.06.20 11:12
0 0

Нет, уже есть расширенные, я проверил - благодаря вашему комменту 😄
30.06.20 10:56
0 1

ну которые always on display. в 30ке только стандартные.
30.06.20 10:52
0 0

Не очень понял вопрос. Каких часов?
30.06.20 09:28
0 0

Алекс, большое спасибо за огромный труд! Обзор очень интересный!
30.06.20 09:18
8 9

спасибо.
04.07.20 10:56
0 0

Это приложение "Камера" от Google. Хороша только режимом HDR+, который показывает очень достойные результаты при плохом освещении. Однако я не вижу особой разницы между этим режимом и, например, тем, как ночью снимает камера P40 Pro. Для таких-то смартфонов есть модули камеры от Гугла, которая ставится очень просто (у меня на P30 Pro она стоит, но я ее не использую), где-то нужны пляски с бубном. На мой взгляд, оно того не стоит.
03.07.20 18:55
0 0

Алекс, извините пожалуйста. Не могли бы вы как-нибудь рассказать что за зверь такой Гугл Камера и как ее правильно с какими бубнами устанавливать ( и надо ли вообще). А то все в обзорах сравнивают камеру телефона с этой гуглкамерой, я погуглила, но там такая какая-то ебатория с установкой и еще каждый раз разная. Нужна ли эта штука вообще? Якобы она лучше, чем оригинальная камера.
03.07.20 18:44
0 0

Вот за "не покупайте" и спасибо! Сэкономил деньги и нервы! По крайней мере мне! Спасибо!

Да уж, повозиться пришлось ого-го. И все для того, чтобы написать "не покупайте" - какая ирония 😄

"Афтегег" это что такое? Какая то опечатка?
30.06.20 09:05
0 3